Николаева С.В. Роль семьи школы в профессиональном самоопределении учащихся

Роль семьи и школы в профессиональном самоопределении учащихся. Николаева С.В., директор школы

Добрый день, уважаемые участники конференции, гости!

Всем нам известно, что важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии  и определения путей образования представляют трудную задачу,  как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям тех или иных специальностей в мире профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают.

Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации – как проблемы общественной и педагогической. Данная проблема является одной из важнейших в деятельности нашей школы, и перед педагогическим коллективом стоит задача активного взаимодействия в данном вопросе с семьями учащихся.

Что же мы вообще понимаем взаимодействием? Это не просто общие разговоры, а реальное решение конкретных задач. Взаимодействие предполагает:

1) общее понимание цели профориентации применительно к данному подростку;

2) совместное выделение конкретных задач, решение которых и обеспечивает достижение намеченной цели;

3) распределение этих задач между классным руководителем, администрацией школы и родителями

4) постоянный взаимоконтроль за выполнением намеченных задач и своевременная корректировка задач и их исполнителей, если ответственные за их выполнение демонстрируют пассивность или непонимание.

Определенный опыт взаимодействия с семьями подростков накоплен в работе классных руководителей Турмышской школы. И реальность такова, что в последние годы родителей будущее их детей, связанное с выбором профессии и места дальнейшего (уже профессионального) образования,  волнует все больше и больше. Поэтому оснований для укрепления взаимодействия администрации школы, классного руководителя, социального педагога с семьей старшеклассника по вопросам профессионального самоопределения появляется вполне достаточно.

Работа с семьями самоопределяющихся подростков ведется по следующим направлениям:

1 направление - возможные перспективы профессионального самоопределения учащихся школьников обсуждаются на родительских собраниях. Здесь обсуждаются общие вопросы, связанные с выбором вариантов предпрофильной и профильной подготовки в школе, возможность посещения дополнительных занятий по подготовке в вузы на базе самих вузов; родители информируются о той профориентационной работе, которая ведется в школе.

2 направление - организация родительских лекториев по вопросам профориентации. Проводят занятия с родителями не только педагоги данной школы, но и приглашенные специалисты центра занятости, центра диагностики и консультирования и т.д.

3 направление - организация диспутов и дискуссий по вопросам профессионального и личностного самоопределения с приглашением учащихся, родителей, преподавателей вузов и колледжей.  

4 ое - индивидуальные беседы и профконсультации. Это как консультации самих родителей, так и совместные консультации с присутствием родителей и их детей.

5 направление – постоянное поддерживание определенных контактов с семьей для получения оперативной информации о сложных подростках. Сегодня это сделать очень удобно  с помощью телефонных разговоров и через посещение семьи подростка, опыт такого взаимодействия продолжает оставаться достаточно перспективным.

Понятно, что когда речь идет о взаимодействии с семьей самоопределяющегося подростка, то это не должно ограничиваться общением только с его родителями. Важными членами семьи, значимыми для конкретных старшеклассников могут быть бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и другие члены семьи.

Семья для ребенка – это первое социальное пространство, база, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить.

Ребенок, с точки зрения системного подхода, является частью семейной системы и воспитывается в рамках семейных мифов, традиций, образцов поведения. Работа с подросткам без опоры на их ближайшее окружение, без понимания процессов, происходящих внутри семейной системы, без участия родителей оказывается неэффективной.

Для знакомства с семейными ожиданиями и установками мы проводим анкетирование родителей. В предлагаемой родителям анкете вопросы построены так, чтобы побудить взрослых к диалогу в кругу семьи на тему выбора ребенком своего будущего. Опыт показывает, что предложение, сформулированное в виде вопроса, встречает меньшее сопротивление, чем прямое побуждение.

Анализируя анкеты, мы получаем информацию, которую вы видите на слайде.

Анализ запросов позволяет понять ожидания родителей от профориентации. Полученная от родителей информация помогает сделать программу понятной, актуальной, интересной именно для данной аудитории.

Другая форма работы с родителями – это индивидуальные консультации.

Частота и длительность такой работы в каждом случае определяется возможностями педагога и желанием родителей. Цель индивидуальных консультаций – помочь семье в проживании жизненной фазы, связанной с новым самоопределением ребенка, в том числе и профессиональным, и выходом подростка в самостоятельную жизнь.

Конечная  же задача взаимодействия как педагога, так и родителя в данном вопросе – помочь подростку взрослеть рядом, быть нужным как семье, так и школе, а это значит, быть всегда настроенным «на его волну», не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым, и детям нужно всегда помнить, что человек «состоит» из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и «климат» общения, т.е. уровень и образ жизни. Так пусть же при решении этой нелегкой задачи – помочь подростку самоопределиться – школа и семья всегда идут только рядом…